Абай и Казахстан в ХХІ веке
В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Абая Кунанбаева. Для того, чтобы достойно отметить юбилей великого сына нашего народа, специально созданная комиссия начала подготовительную работу. Планируется организовать масштабные мероприятия на государственном и международном уровнях. Но все это проводится не для веселья, а для расширения нашего кругозора и духовного развития.
Абай Кунанбаев как мыслитель, поэт, просветитель, основатель новой литературы нации, переводчик, композитор, оставил неизгладимый след в истории страны. В его стихах и словесных словах были отражены бытие, жизнь, мировоззрение, характер, душа, религия, менталитет, язык, дух народа, а затем все это превратилось в уникальное явление — мир Абая.
В прошлом году прошла эстафета чтения отрывков из произведений Абая. Я также принял участие и поддержал данное мероприятие, которое предложила ученица Ляйлим. Инициативу школьников моментально подхватили граждане нашей страны и даже мировые знаменитости.
Благодаря этому весь Казахстан еще раз изучил наследие Абая. Это уважение к Абаю и эффективный способ воспитания подрастающего поколения. Я надеюсь, что в этом году, в год юбилея поэта, эта традиция будет возрождена.
Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» рассказал о важности возрождения общественного сознания. Сохранение национального сознания и адаптация его к современным требованиям стали важнейшими факторами государственной политики. Потому что в ХХІ веке через возрождение сознания мы открываем путь к динамичному развитию нашей страны.
Считаю, что наследие Абая очень полезно и актуально в этом контексте. Произведения великого поэта не утратили актуальности и сегодня. Философия Абая всегда может стать духовной поддержкой для всех нас.
Поэтому необходимо еще раз осмыслить его труд и рационально использовать в деле модернизации нации.
В этой статье я хотел бы поделиться с общественностью мыслями об актуальности идей Абая для современности, о том, какие знания может получить наш народ из произведений поэта.
Пример национального бытия
Модернизация не означает, что мы должны отказаться от прошлого и открывать дорогу новым ценностям.
На самом деле это явление, которое предполагает развитие национального наследия в сочетании с сегодняшними положительными тенденциями. При этом мы не можем обойти вниманием произведения Абая. Ведь более века назад великий мыслитель призывал нацию именно к модернизации, обновлению.
В своем выступлении глава государства отметил, что несмотря на то что менялись времена, изменился мир, народ не разочарован Абаем. С каждой новой эпохой раскрываются новые грани его величия, творчество играет новыми красками. Абай будет всегда жить вместе со своим родным народом и на протяжении веков будет призывать казахскую страну и народ к новым высотам и достижениям.
В его произведениях мы видим, что он всегда желал процветания нации и всегда пропагандировал эту идею. А мы знаем, что основа прогресса — в образовании и науке.
Абай от всей души желал, чтобы казахский народ неустанно учился и развивался. (…)
Эти выводы очень актуальны и сейчас.
Наша задача — не только идти вперед, но и занять лидирующие позиции
Для этого прежде всего необходимо современное развитие образования. С этой целью была проделана большая работа, но нельзя не отметить, что есть и недостатки. Пути совершенствования образования я четко обозначил в предвыборной программе и на августовской конференции 2019 года.
Принятие закона «О статусе педагога» – одна из заметных инициатив в этом направлении. Это шаг к совершенствованию, получению качественного образования. Учителя играют важную роль в воспитании образованного и сознательного поколения. Поэтому государство должно поднять престиж профессии учителя и создать условия для спокойной плодотворной работы.
Абай также призывал изучать иностранные языки. Поэтому для того, чтобы быть на передовой линии мирового развития, необходимо овладеть языками.
В новых исторических условиях все мы должны обратить внимание на развитие и популяризацию родного языка, повысить его статус
Кроме того, необходимо отдать предпочтение изучению английского языка. Чем больше наша молодежь владеет языком, тем больше расширяются возможности. Но важно, чтобы молодые люди знали родной язык. Если подрастающее поколение, как сказал Абай, осваивает науку, уважает свой язык и при этом изучает другие языки, это двойное благополучие для нашей страны.
Сейчас мир меняется не каждый день, а каждый час. Во всех сферах жизни ставятся новые задачи и новые требования. Пришло время, когда развиваться можно только умом. Мы должны обеспечить мобильность сознания, чтобы не отставать и двигаться вперед. Этот шаг требует умения сочетать передовые достижения цивилизации с национальными интересами. Мы должны отказаться от негативных стереотипов и привычек.
Поэт призывал народ изучать искусство. Он понимал, что это требование времени. Восходит к Абаю даже идея формирования интеллектуальной нации, о которой говорят сейчас. С каждым словом великий мыслитель стремился развивать национальное сознание.
Поэтому следует уделять особое внимание глубокому изучению трудов Абая. Познание Абая — это познание самого себя. А познание самого себя, постоянный рост, изучение науки, образования — это мудрость. Слова Абая должны стать ориентиром поколения.
Большое наследие Абая послужит формированию нового качества казахской нации.
Заинтересованность в делах государства
Мы должны укреплять нашу государственность, чтобы процветать как суверенная страна.
Следует понимать, что соблюдение верховенства закона и общественного порядка является общей задачей для всех. Если у народа нет уважения к власти, это испытание для нашего единства. Поэтому необходимо разъяснять гражданам, особенно молодежи, как важно уважать государство. В этой связи необходимо еще раз обратить внимание на наследие Абая.
В своих произведениях великий поэт возвысил единство народа, обозначил важность миролюбия.
Он выдвинул идею создания справедливого общества. Взгляды Абая очень ценны для казахстанского общества в ХХІ веке, для его благополучия. Принципы Хакима Абая гармонизированы с принципами цивилизованного государства:
- верховенство закона,
- прозрачность власти и
- подотчетность власти перед народом на высоком уровне,
- справедливость
Все это работает только в том случае, когда в государственных делах активно участвуют представители гражданского общества.
Моя концепция «народное государство» была предложена именно с целью развития справедливого общества. Конструктивный диалог между властью и обществом укрепит доверие к государству. Члены правительства, в том числе министры и акимы, должны учитывать предложения и пожелания граждан при принятии решений по вопросам государственного и общественного значения. Я считаю, что это одно из условий формирования справедливого общества, на которое указывает Абай.
Мы создали Национальный совет общественного доверия с целью совместного обсуждения и решения проблемных вопросов. Для того, чтобы совет не носил формального характера, я специально встречался с его членами и внимательно следил за работой.
В произведениях Абая особое внимание уделено вопросам меритократии. Он оценивал человека не по статусу, а по его качествам и труду.
Сейчас в Казахстане идет процесс политической модернизации. При поддержке главы государства к власти пришло новое поколение руководителей. В то же время часто говорят о том, что в стране нужны кардинальные политические перемены. Но в этом вопросе важно объективно оценивать возможности государства и ответственно относиться к возложенным обязанностям.
Те, кто твердят, что страна нуждается в переменах, не рассуждают глубоко о будущем народа, а поддаются популистским идеям.
Популизм приобрел мировой характер, но это негативная тенденция. В разных уголках мира часто слышится голоса групп, у которых нет четкой стратегии, а лишь крикливые эмоциональные лозунги. На самом деле это опасная тенденция, которая останавливает развитие любой страны, ослабляет уникальность нации.
Мы должны четко рассчитывать каждый шаг, уметь анализировать события, происходящие в мире и стране.
Только при проведении такой политики мы сможем достичь всех наших стратегических целей и включить Казахстан в число развитых государств.
Подвижник нового общества
Очевидно, что ядро нового Казахстана создает новое общество. При этом в первую очередь необходимо уделить особое внимание повышению качества нации и повышению конкурентоспособности нашего народа. Кроме того, необходимо избавиться от негативных качеств, препятствующих развитию общества, наносящих вред нашему единству.
На сегодняшний день ряд интеллектуалов мира предупреждают, что классический капитализм сталкивается с кризисом, и сомневаются в его будущем.
Разница между богатыми и бедными, образованными и необразованными, городами и деревнями слишком увеличивается. Темпы этого процесса усиливаются. Если бизнес преследует только прибыль, то образованные создали отдельную среду, и каждый при этом несет ответственность только за себя.
Города быстро растут и развиваются, а малые населенные пункты отстали.
Ученые считают, что все это результат ослабления социальной ответственности.
В каких случаях проявляется социальная ответственность? Конечно, ответ не так прост. Решение этого сложного вопроса следует искать в формуле Абая «полный человек». Слово «полный человек» соответствует понятию «A man of integrity» на английском языке. Это характеристика тех, кто очень внимателен, уверен в себе, стремится к добру и созиданию. В этом смысле Абай объяснял это понятие уже в девятнадцатом веке.
Жизнь человека в целом состоит из различных отношений. А отношения в обязательном порядке вызывают взаимную ответственность. Эта ответственность нарушается в том случае, когда движимый эгоизмом индивид думает только о своей выгоде. Поэтому Абай сказал: «Ум, сила, сердце — держи равновесие, все это сделает тебя полноценным». Он обозначил, что помимо светлого ума и горячей энергии человек нуждается в открытом добром сердце.
Эти три понятия он всегда рассматривает в единстве, но предыдущие два должны подчиняться сердцу. Это жизненная философия казахского народа.
Мы должны пересмотреть формулировку Абая «полный человек». В этом направлении наши ученые должны начать новые исследования. Я считаю, что концепция «полный человек» в самом деле должна стать основной в любой сфере нашей жизни, системе управления государством и образования, бизнеса и институтов семьи.
Также поэт боролся с иждивенчеством, глубоко проникал в психологические аспекты этого явления. Он призывал отказаться от психологии хвастовства и иждивенчества, пропагандируя трудолюбие, стремление к поиску знаний.
Наш народ знает, что такое труд. Мы не забываем, что труд наших родителей в тылу стал огромной силой, принесшей победу. И сейчас у простых людей есть примерные дела. На днях многие из них были награждены государственными наградами.
И самое главное — особенно сегодня, в мирный период — каждый гражданин должен понимать, что его труд напрямую влияет на продвижение экономики страны.
Абай является квинтэссенцией позитивных идей своего времени, мотиватором трудолюбия. В своих произведениях великий мыслитель приводит в пример тех, кто добился успеха в профессии, занимался делом. Он призывает осваивать новые подходы к труду для улучшения качества жизни. Также поэт поощряет инициативу и честность в профессии.
По мнению Абая, для того чтобы заработать, нужно научиться ремеслу. Потому что «скот помирает, а искусство вечно». Я считаю, что эти мысли великого поэта актуальны и для общества современного Казахстана. Поэтому сегодня как один из основных приоритетов мы обозначим избавление от психологии сырьевой зависимости, создавая условия для максимального развития малого и среднего бизнеса.
Личность мировой культуры
На протяжении многих лет дипломатической службы я часто встречался с политиками других стран, специалистами различных сфер. Я обменивался мнениями по многим проблемным вопросам. В целом эти люди хорошо знают о политических и экономических достижениях Казахстана. Но они не знакомы с духовными и культурными ценностями нашей страны. В связи с этим возник вопрос: почему бы не показать культуру и быт казахского народа через Абая?
Абай — выдающийся казахский мудрец мирового уровня. Он подарил всему человечеству плоды разума.
Ученые, философы-религиоведы, давшие оценку духовному наследию Абая, уделяют особое внимание его понятию «Камиль-мусульманин». Вы знаете, что в столице мы проводим традиционные съезды, объединяя все мировые религии. Между целью таких мероприятий и словами великого Абая есть глубокая взаимосвязь.
Образ Абая в романе М. Ауэзова «Путь Абая» был высоко оценен знатоками мировой литературы. Но это лишь один аспект познания Абая. Для того чтобы познать настоящего Абая, поэта Абая, необходимо раскрыть силу его мыслей, высказанных в стихах и сочинениях. Он должен быть переведен на наиболее распространенные основные языки мира с сохранением всей краски. Трудно сказать, что мы смогли достичь этого полностью. Перевод истинных народных поэтов на другие языки — задача непростая. Переводчик должен быть талантом на уровне того же мыслителя. Наши ученые-абаеведы, лингвисты должны уделить особое внимание этому вопросу.
Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал: «Абай — это не только ученый, внесший неоценимый вклад в духовную сокровищницу казахского народа. Абай — удивительная личность из числа мыслителей мирового уровня».
Действительно, произведения мудрого поэта могут разносторонне обогатить духовную жизнь не только казахского народа, но и всего человечества. Содержание произведений Абая наполнено общечеловеческими ценностями. Его «Слова назидания» — общее сокровище народов мира. Мы должны добиться того, чтобы при упоминании Казахстана иностранцы сразу же называли имя Абая.
Его жизненный путь и подлинное творчество — пример не только казахскому народу, но и всему миру. Ведь наследие поэта — это духовная пища всего человечества.
Прежде всего мы должны пропагандировать Абая как культурный капитал нации. Поэтому Абай как бренд нового Казахстана необходимо широко презентовать мировому сообществу. Это священный долг нынешнего поколения.
Важность празднования юбилея
Если мы хотим модернизировать национальное сознание и создать конкурентоспособную нацию, мы должны внимательно читать произведения Абая. Его взгляды на различные процессы в обществе очень полезны для современного Казахстана.
Я считаю, что в каждом доме должны быть книги Абая и роман Мухтара Ауэзова «Путь Абая».
Будущие поколения должны следовать по пути Абая, мы должны взять все самое лучшее из его идей и мыслей.
В этом году в честь 175-летия Абая на международном, республиканском и региональном уровнях будет организовано более 500 мероприятий. В августе в городе Семей совместно с ЮНЕСКО пройдет международная научно-практическая конференция «Наследие Абая и мировая духовность». Также в октябре в городе Нур-Султан пройдет международная конференция на тему: «Абай и проблемы модернизации сознания». На этих собраниях будет всесторонне изучена личность и наследие Абая, открыта возможность использовать его творчество на благо нового Казахстана в XXI веке.
Один из важных проектов — перевод и издание произведений великого поэта на десять языков. В частности, произведения Абая переводятся на
- английский,
- арабский,
- японский,
- испанский,
- итальянский,
- китайский,
- немецкий,
- русский,
- турецкий,
- французский языки.
Будут сняты несколько документальных фильмов о жизни, наследии поэта, роли в развитии казахской культуры и телесериал «Абай».
Не осталась в стороне и сфера искусства. Будут организованы театральные постановки и музыкальные фестивали на республиканском и международном уровнях. В этом году конкурсы будут посвящены творчеству Абая. Государственная премия за лучшие произведения в области литературы и искусства теперь будет называться Государственной премией имени Абая.
Планируется создание «центров Абая» при посольствах Казахстана в России, Франции, Великобритании и других государствах. Эти культурные мероприятия необходимо организовывать, не допуская расточительства.
В населенном пункте Акшокы Восточно-Казахстанской области будет благоустроен некрополь династии Кунанбая Ускенбайулы.
Кроме того, считаю, что правительство должно принять следующие меры для популяризации личности Абая на высоком уровне.
Семейский регион — один из святых в истории Казахстана. Поэтому город Семей, имеющий особое место в духовном развитии страны, следует обозначить как исторический центр. Родина Абая и Шакарима, Мухтара Ауэзова должна быть в особом почете. В связи с этим мы будем комплексно развивать город в социально-экономическом плане, модернизировать объекты историко-культурного назначения в соответствии с новыми требованиями. Поручаю правительству принять соответствующие меры по этому вопросу.
В рамках юбилейного года необходимо благоустроить родной край Абая – знаменитый Жидебай, создать благоприятные условия для общественности, чтобы почтить память великого поэта.
Кроме того, особое внимание следует уделить государственному историко-культурному и литературно-мемориальному заповеднику-музею Абая «Жидебай-Борили» и превратить его в центр научно-познавательной деятельности.
В Жидебае необходимо построить новое здание «Наследие Абая», специально приспособленное для музея.
Нужно оказать поддержку журналу «Абай», который был основан в 1918 году Мухтаром Ауэзовым и Жусупбеком Аймауытовым и который заново начал издаваться с 1992 года.
Эти и другие масштабные мероприятия будут посвящены памяти великого Абая и популяризации его наследия. Я призываю всех казахстанцев принять активное участие в этой благородной инициативе.
* * *
В год 175-летия Абая мы придаем особое значение тем мероприятиям, которые помогают возрождать общественное сознание и придадут импульс развитию единой страны, единой нации.
Я считаю, что наша главная цель в этом году — отчет всего народа перед учителем нации.
Мы планируем присоединиться к передовой тридцатке развитых стран мира. Мы достигнем этого рубежа. И в достижении этой цели нам может помочь наследие Абая. Это ценное достояние, которое открывает путь к единству и процветанию нашей нации.
Мечта Абая — мечта народа. Мы не должны остаться в стороне от исполнения народных мечтаний и желаний. Назидания Абая приведут новый Казахстан ХХІ века к новым высотам.