При переходе на латинскую графику следует рассматривать каждое слово как реликвию
Сегодня, 4 мая, в рамках проекта ONLINEda bol Министерства культуры и спорта Республики Казахстан по заказу Комитета языковой политики Национальный научно-практический центр «Тіл-Қазына» имени Шайсултана Шаяхметова начал третий этап онлайн-лекций на тему «Модернизация национальной письменности на основе нового алфавита».
В связи с этим, член Орфографической рабочей группы, главный научный сотрудник Института языкознания им.А. Байтурсынова, доктор филологических наук, профессор Б. Момынова провела лекцию на тему «Взаимодействие письменности и устной речи: некоторые активные процессы».
Ученый отметил, что сохранение языка и культуры, сохранение того, что есть, восстановление утраченного – это то, что переживают на данном этапе многие народы. По этой причине при переходе на новую казахскую письменность на латинской основе речь идет об отношении к каждому слову как к реликвии, и в дальнейшем необходимо продолжить воспитание национального сознания в этом направлении. В то же время, остановившись на особенностях произношения и написания, Б. Момынова подчеркнула, что как и в составлении орфографических правил, так и в лексике, и в формировании алфавита нет возможности подчинить все одной единственной, неповторимой структуре.
«Если применительно к слову руководствоваться морфологическим принципом, то иногда происходит подчинение произношению, и мы наблюдаем, что произношение становится приоритетом», - сказал ученый.
Вторая лекция была прочитана членом Орфографической рабочей группы, ведущим научным сотрудником Института языкознания им. А.Байтурсынова, кандидатом филологических наук Н.Амиржановой на тему «Казахская письменность на основе латинского алфавита: виды грамматологического анализа». В ходе лекции, начиная с небольших частиц в области грамматологии, таких как звук, буква, фонема, графема, были даны обширные сведения о таких крупных категориях, как графемика, фонология, фонетика, семиотика, а также разъяснена необходимость грамматологического анализа, рассказано о связи устной и письменной речи, о фонологии и на конкретных примерах показаны фонетический и фонологический анализы.
Лекции в онлайн режиме прослушали 66 человек. В конце были заданы вопросы и высказаны мнения по актуальным вопросам. Онлайн-курс транслировался в прямом эфире в социальной сети Facebook в группе ONLINEda bol.