ПРОЕКТ АЗБУКИ УПОРЯДОЧИВАЕТСЯ
13 октября 2020 года Комитет языковой политики Министерства культуры и спорта Республики Казахстан провел онлайн-заседание Орфографической рабочей группы.
В соответствии с поручением Главы государства К. Токаева от 21 октября 2019 года по совершенствованию алфавита, рабочие Орфографическая, Методическая группы и группа по техническому сопровождению при Национальной комиссии по переводу казахского алфавита на латинскую графику и независимые эксперты проводят ряд официальных заседаний по утвержденному алфавиту, в ходе которых проходит обсуждение и дается экспертная оценка. В результате были проанализированы соответствие казахского языка принципам построения казахского алфавита и международной системы UNICODE, выбраны диакритические знаки. Актуальность онлайн-встречи продиктована тем, что процесс перехода на латинографичный алфавит приближается к заключительному этапу.
Поэтому вопрос повестки дня был очень важен.
В ходе мероприятия были рассмотрены вопросы об эффективности и последовательности диакритических знаков в проекте алфавита и апробации варианта алфавита.
В первую очередь, о проблеме унификации диакритических знаков в новом проекте алфавита подробно рассказала директор Института языкознания им.А. Байтурсынова, кандидат филологических наук Анар Фазылжанова.
Среди тюркоязычных стран есть уже давно перешедшие на латинский алфавит. У части из них сложилась довольно серьезная практика. Такой международный опыт применения диакритик может способствать тому, что некоторые проблемы найдут положительное решение. Анализируя данное направление, ведущий научный сотрудник Национального научно-практического центра «Тіл-Қазына» имени Шайсултана Шаяхметова, кандидат филологических наук Гульфар Мамырбек в привела конкретные примеры.
Участвовавшие в прениях ученые уделили внимание обсуждению фонетического и графического обоснования каждого диакритического знака, проанализировали функцию правильной передачи звукового значения диакритических знаков в проекте алфавита, акцентировали внимание на системности диакритических знаков в проекте алфавита.
Кроме этого, в целях выявления преимуществ и недостатков с научно-методической точки зрения в системе написания и чтения алфавитного проекта было активно поддержано предложение об обсуждении результатов апробации и анализе применения диакритики в международной практике.