Душа Великой степи
Как известно, в Казахстане проживают представители около 130 национальностей, однако в последнее время, а именно в годы независимости, абсолютным большинством стали казахи. Их доля в процентном соотношении преодолела рубеж в 60%. Это означает, отмечает Глава государства, что историческая справедливость в отношении государствообразующей нации восстановлена.
Напомним, казахский язык в РК получил статус государственного 22 сентября 1989 года, когда был принят закон «О языках в Республике Казахстан». Позже, 28 января 1993 года, этот статус был утвержден новой Конституцией страны. В 1997 году закон «О языках в Республике Казахстан» был пересмотрен в парламенте и утвержден указом Президента Республики Казахстан.
В последующие за этим знаковым событием годы особенно важными стали такие аспекты, как возрождение казахского языка, истории, культуры, самобытности народа. Ведь язык является одновременно знаковой системой, предназначенной для передачи мысли посредством коммуникации, и компонентом этнической культуры, элементом самобытности этноса, мобилизующим и интегрирующим его представителей, а также дифференцирующим этнос в межэтнических отношениях. Язык – обязательное условие возникновения этнической общности, символ и защита группового единства, сохранения этнокультурной самобытности. А национальный язык – это дух народа, его культура.
В Законе РК «О языках в Республики Казахстан», принятом в 1997 году, углубленно отражены правовые основы функционирования языков и обязанности государства в создании условий для их изучения и развития. Изучение государственного языка – это вопрос национальной безопасности, социальной стабильности и интеллектуальной развитости страны, который призван объединять граждан страны. Сохранение и развитие государственного языка есть и будет одним из приоритетных направлений государственной политики. В том числе от языковой политики зависит стабильность, целостность нашего государства.
И к этому казахстанцев начинают готовить с самого детства. В последние годы в среднеобразовательных школах на казахском языке обучаются 68% школьников. В вузах Казахстана на государственном языке изучают дисциплины 62,7% студентов. К слову, с 2018–2019 учебного года, начиная с шестого класса, «История Казахстана» будет изучаться на казахском языке во всех школах страны, независимо от языка обучения.
Резюмируя, следует отметить, что долгом каждого гражданина Республики Казахстан является овладение государственным языком, являющимся важнейшим фактором консолидации народа страны. Нужно иметь в виду, что восприятие казахского языка в других странах и культурах во многом зависит от нашего собственного к нему отношения, от его состояния, его функционирования в обществе. На изучение казахского языка как государственного возлагают большие надежды. То есть применение казахского языка представителями всех этносов Республики Казахстан создаст предпосылки для формирования национальной идентификации в стране.
Государственный язык как часть национальной идентификации играет огромную роль в успешном интеграционном процессе казахстанского общества. И абсолютно справедливо считать, что одной из основ новой гражданской идентичности является знание всеми гражданами Казахстана казахского языка. Государственный язык РК подлежит обязательному использованию в деятельности органов власти различных уровней. Его применяют при подготовке выборов и референдумов, в судопроизводстве и при опубликовании нормативных правовых актов, при написании наименований географических объектов и оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина Республики Казахстан, в деятельности государственных организаций, телерадиовещания, а также в иных определенных государственными законами сферах, в том числе и в рекламе.
Глава 5 Закона РК «О языках в Республике Казахстан» целиком посвящена правовой защите языков. Защищая государственный язык, мы защищаем свою отечественную историю и культуру, защищаем не только прошлое, но и будущее Казахстана. Именно государственный язык способствует формированию духовного мира общества и человека, обеспечивая общество дифференцированной системой знаний, способствуя духовной интеграции как общества в целом, так и различных его групп. Государственный язык, таким образом, выступает неким концентратом языкового сообщества.